Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Из романов «великого пятикнижия» роман «Подросток» широкому читателю известен меньше, чем «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» или «Братья Карамазовы». Те – на слуху, а этот обыкновенно в тени своих более везучих собратьев. А между тем без «Подростка» не понять до конца ни замысла «Бесов», ни тем более «Братьев Карамазовых».
Что такое «Подросток»? Это «Отцы и дети» от Достоевского. «Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и конечно о теперешних их отцах, в теперешнем взаимном их соотношении» – признавался Достоевский спустя месяц после того, как в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» за 1875 г. были напечатаны последние главы «Подростка». Впрочем, сам писатель тут же оговорился, назвав «Подросток» «первой пробой» своей мысли, первым приступом к теме «поколений», к феномену «случайного семейства».
Чем же была эта «первая проба»? Что такое «Подросток» в сравнении с романом Тургенева? Почему Тургенев сталкивает в яростном споре не «родных», а «чужих», почему герои, воплощающие здесь главную коллизию «Отцов и детей», Базаров и Павел Петрович Кирсанов, – не связаны отношениями отечества-сыновства? И почему Достоевский поступает иначе, ставя Аркадия Долгорукова в родственные отношения с Версиловым? Наконец, почему у Достоевского – в отличие от Тургенева – два главных героя, неотрывно притягивающих к себе внимание читателя, «держащих» на себе всю идейную и событийную «интригу» в этом романе?
Вот только малая часть «загадок», которые сопровождают чтение романа «Подросток».
В ходе лекции попытаемся отыскать на них ответ. А еще поразмышляем о том, почему в черновых материалах к «Подростку» Версилов так близок герою «Бесов» Ставрогину, кто из русских писателей и мыслителей был прототипом «русского европейца» Версилова и в чем состоит «тайна» героя, проявляющая у Достоевского самую главную тайну, над которой он бился всю жизнь, – «тайну человека».
В заключительной части лекции перекинем мостик к «Братьям Карамазовым», где темы «случайного семейства», «отцов и детей» выходят на новый виток, и попытаемся разобраться, какие образы «Подростка» находят свое развитие и завершение в итоговом романе писателя.
Лектор – Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, хранитель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180 г. Москвы.